WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Экономическая сущность виртуальной продукции и авторское право

Автор: Самуил Виноградов, доктор философии
сентябрь 2006

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Экономическая система, господствующая в настоящее время в мире, есть система товарного производства и обмена, основанная на всеобщем разделении труда. С точки зрения жизни обычных людей участие в экономических отношениях означает, что каждый из нас, для того, чтобы купить какой-нибудь нужный товар, должен сначала продать свой товар, будь это рабочая сила, плоды индивидуального труда, производственная продукция или что-либо иное, обязательно обладающее стоимостью. При этом мы хорошо знаем, что стоимость разных товаров неодинакова. А классики политической экономии давно доказали, что стоимость создаётся исключительно человеческим трудом. Никому, например, не придёт в голову требовать плату за воду, текущую в реке, или за воздух. Но за воду, текущую из крана, как и за содержимое кислородной подушки, люди платят, поскольку это уже товары, в которые вложен труд.

Хотя теоретически известно, опять-таки благодаря тем же классикам, что величина стои-мости любого товара измеряется количеством рабочего времени, затраченного на его изготовление, ни одному здравомыслящему человеку не придёт в голову измерять это время. Ведь в любую конкретную вещь, которая продаётся и покупается, вложен труд огромного числа людей, которые чаще всего об этом даже не подозревают. Никто не сомневается, что зажигалка стоит дороже коробка спичек, а кожаный диван - дороже надувного матраса. Вот только откуда берутся конкретные цены?

Политэкономия объяснила нам и это. Именно потому, что люди участвуют в производстве и обмене товаров главным образом стихийно, исходя из своих личных интересов, они стремятся свои товары продать дороже их стоимости. Например, когда на рынке появились записывающие компакт-диски DVD, они первоначально стоили значительно дороже обычных компакт-дисков для записи. Но пришёл момент, когда диски DVD насытили рынок. Их цена быстро упала почти до уровня реальной стоимости, которая мало отличается от стоимости обычных дисков. Не за горами время, когда обычные диски вообще исчезнут из продажи, а цены на диски DVD, благодаря удешевлению их производства, упадут ещё ниже.

В конечном счете, цены товаров рано или поздно приходят в примерное соответствие с их реальной стоимостью. Раз рыночные отношения носят массовый характер, все люди участвуют в функционировании рынка и как продавцы, и как покупатели. Если они вынуждены покупать дефицитный товар по завышенной цене, то и на свой товар будут повышать цену. Тем самым изменяется только денежное выражение стоимости товаров. Сама же стоимость создаётся не в процессе товарообмена, а в процессе производства.

Универсальный экономический закон, согласно которому все товары на рынке, в конечном счёте, продаются по ценам, приближающимся к их реальной стоимости, называется законом стоимости. Закон этот объективно присущ системе экономических отношений, то есть не зави-сит от действий отдельных людей.

Среди компонентов, составляющих стоимость товаров, определённое место принадлежит труду авторов - учёных, изобретателей, писателей, композиторов и т.д. Такой труд, в соответствии со своей сложностью и количеством затраченного времени, определёнными долями входит в цену товара, а сам автор получает материальное вознаграждение в виде разового гонорара, либо лицензионных отчислений, имеющих ограничения во времени. Ведь с точки зрения рынка вклад автора в стоимость товара ничем не отличается от вклада любого другого работника. Если бы в наше время объявились потомки Томаса Эдисона, Рудольфа Дизеля, Александра Белла, и потребовали денежных отчислений от продажи электрической арматуры, двигателей, телефонных аппаратов, их бы просто подняли на смех. То же самое произошло бы и с соответствующими претензиями, предъявленными потомками Моцарта или Льва Толстого.

Пока речь идёт о производстве реальных вещей, аккумулирующих живой труд людей, ника-кого существенного противоречия между правом автора на материальное вознаграждение и за-коном стоимости не возникает. Но вот человечество столкнулось с появлением совершенно но-вой продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция не воспринимается непосредственно органами чувств, она не существует вне конкретных материальных носителей (жёстких дисков, компакт-дисков и т.п.) И если реализация самих носителей регулируется рынком без всяких проблем, то об их виртуальном содержимом этого сказать никак нельзя.

Всё, что объединяется термином "виртуальное" (компьютерные программы, аудио- и видео-файлы, электронные книги и документы и т.д.), в конечном счёте, относится к информации - той части духовной деятельности людей, которая предназначена для передачи другим людям. При этом информация имеет одну специфическую особенность: сколько бы её ни потребляли, она не исчезает и не изнашивается. Данная особенность - одно из основных принципиальных отличий информации от вещей, удовлетворяющих материальные потребности людей.

Конечно, информационные продукты создаются конкретными людьми и, становясь товара-ми, должны оплачиваться в соответствии с количеством и сложностью вложенного в них труда. Но закон стоимости предполагает, что труд вложен в каждую единицу товара. То есть вся та сумма, которую заработали авторы, должна быть частями (довольно-таки крошечными) включена в совокупную цену готовой продукции. На практике, однако, происходит нечто совершенно иное.

Нет ничего противоестественного в том, производители виртуальной продукции, прежде всего, программного обеспечения, являются монополистами и, пользуясь этим, устанавливают произвольные цены, рассчитывая получить сверхприбыль за счёт выгодной рыночной конъюнктуры. Но главная особенность виртуальной продукции состоит в том, что она поддаётся бесконечному копированию фактически без затрат дополнительного труда, причём копии абсолютно равноценны оригиналу. Копии в практически неограниченных количествах поступают на рынок, где продаются по ценам, чудовищно превышающим их реальную стоимость. Сказанное означает, что на практике прибыль возникает как бы "из воздуха", из ничего, поскольку в процессе копирования информации не создаётся никакой новой стоимости.

Получается занимательная вещь. Владелец товара (а таким товаром, чаще всего, является ра-бочая сила, то есть, способность человека трудиться) получает стоимость этого товара в денеж-ном выражении, то есть, зарплату, и хочет взамен приобрести нужную ему информационную технику. Он без колебаний платит за "железо", отдавая себе отчёт, что в процессор, монитор, принтер вложен труд большого числа людей, создающий соответствующую стоимость. Но, оказывается, платить надо также и за программное обеспечение. У здравомыслящего человека при этом сразу зарождается сомнение: "А за что я, собственно, отдаю свои трудовые денежки? Что это за товар такой, который нельзя ни пощупать, ни увидеть?" Можно, конечно, купить лицензи-онные программы, записанные на дисках. Но цена программы, записанной на диске, в десятки и даже в сотни раз!!! превышает цену самого диска. Не есть ли это форменный грабёж покупателя?

Подобное в полной мере относится и к виртуализации продуктов духовной культуры - про-изведений литературы, музыки, кино, телевидения и т.п. Когда, например, композитор или поэт получал авторские отчисления от исполнения своих песен на концертах, в радиопередачах или по телевидению, а также от продажи грампластинок, суммы отчислений составляли лишь незначительную часть стоимости конечного продукта и были соизмеримы с реальным вкладом авторов в создание этого продукта. Но если произведение приобретает виртуальную форму и поступает на потребительский рынок в виде бесконечного количества равноценных копий, его реальная стоимость в очень короткие сроки приближается к нулю. Тем самым, сохраняя своё содержание как средства удовлетворения определённых потребностей людей, оно, одновременно, перестаёт быть носителем овеществлённого человеческого труда, а значит, товаром.

Таким образом, массовое появление на мировом рынке виртуальной продукции пришло в острейшее противоречие с фундаментальным экономическим законом - законом стоимости, ко-торый находится в основе стихийного регулирования процессов товарного обмена. Опираясь на законы об авторском праве, принятые в большинстве экономически развитых стран, добиваясь дальнейшего ужесточения этих законов, создатели и владельцы исходной виртуальной продук-ции стремятся нажиться за счёт производителей физически существующих товаров, в которые вложен реальный труд.

Было бы очень удивительно, если бы мировой рынок без сопротивления принял новые правила игры и, тем самым, подписал себе смертный приговор в обозримые исторические сроки. Такое сопротивление, естественно, происходит, поскольку современные технологии позволяют практически любому человеку копировать и размножать виртуальную продукцию. В данном случае мы наблюдаем уникальное явление - борьбу между объективным, стихийно действующим фундаментальным законом экономической жизни общества, с одной стороны, и субъективно создаваемыми людьми государственными законами - с другой.

Если бы какой-нибудь парламентарий предложил отменить закон всемирного тяготения или закон Ома, его бы тут же объявили сумасшедшим. А законы, позволяющие монополистам, под видом защиты авторских прав, продавать не обладающую никой реальной стоимостью виртуаль-ную продукцию за немалые деньги, принимаются парламентами без оглядки на их явную неэф-фективность. Но практика показывает, что результативность таких законов приближается к нулю в той же степени, что и стоимость виртуальных "товаров". В настоящее время в мире число пользователей персональных компьютеров перевалило за 500 миллионов, но кто поверит, что сколько-нибудь значительная часть этих пользователей приобрела лицензионное программное обеспечение. Будь это так, доходы гигантов виртуальной индустрии были бы, по меньшей мере, на порядок выше, чем сейчас. Приобретение дорогостоящих лицензионных компьютерных программ - вынужденная участь государственных организаций и частных фирм. Что же касается основной массы частных пользователей, то они, в своём подавляющем большинстве, ни за что не согласятся отдать свои трудовые деньги за то, что в их глазах (как и в реальной действительности) ничего не стоит и может быть получено едва ли не бесплатно.
Мало того, эти пользователи, пользуясь возможностями Интернета, стихийно организуются в борьбе за бесплатность виртуальной продукции, создавая файлообменные сети, то есть дарят друг другу то, что у них есть. И можно не сомневаться в том, что на любую попытку со стороны органов законодательной власти пресечь подобную деятельность всемирное сообщество пользо-вателей Интернета обязательно найдет адекватный ответ.

Конечно, общество не может игнорировать проблему нарушения авторских прав. Но необхо-димо чётко различать две стороны этой проблемы. Первая из них - моральная, связанная с защи-той права автора на созданную им интеллектуальную собственность, с невозможностью отнять у него само авторство. Здесь никаких споров, как правило, не возникает, поскольку отсутствует столкновение интересов. Что же касается стороны материальной, то есть права автора на денежное вознаграждение за продукцию, существующую в виртуальной форме, то, в данном случае, столкновение интересов, безусловно, имеет место. Для того чтобы законодательство по этому вопросу было достаточно эффективным, оно обязано учитывать действие закона стоимости.

На практике сказанное означает, что, во-первых, любой договор, связанный с оплатой автор-ских прав, обязательно должен оговаривать конечную сумму оплаты, которая соизмерима с ко-личеством времени, затраченного автором (или коллективом авторов) на создание продукта своего творчества; во-вторых, право автора на денежное вознаграждение прекращается сразу после получения им данной суммы; в-третьих, дальнейшее распространение авторской продукции в виртуальной форме происходит вне действия законов об авторском праве и регулируется исклю-чительно свободным рынком.