WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Pro-52 - оцифрованная легенда

(c)Роман Петелин
http://www.petelin.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Пак известно, все, в том числе и мода, развивается по спирали. Периодически в моде происходит возврат к старым концепциям, но уже на более высоком уровне. Если вы хоть раз приобретали диск, на котором значится: "Модные танцевальные сэмплы", то наверняка обнаружили, что в 99% из них хранятся звуки раритетных аналоговых синтезаторов, а имена сэмплерных файлов отражают названия легендарных инструментов. Мода совершила очередной оборот - вновь ценится звучание старых синтезаторов. Уточню: подъем моды на новый виток спирали заключается в том, что ценно именно звучание старых синтезаторов, но не сами старые синтезаторы. В XXI веке можно обойтись и без них.

Как на основе современных технологий получить звучание аналогового синтезатора? Проблема эта решается по-разному и в различной степени успешно.

Вариант с использованием сэмплеров (как аппаратных, так и программных) имеет право на жизнь. Однако помощью сэмплов можно передать только некое усредненное звучание синтезатора-прототипа. У аналоговых синтезаторов обычно множество всевозможных регуляторов, управляющих различными параметрами синтеза. Повернул немного один регулятор - и звук изменился. Потребуется слишком много сэмплов, чтобы передать все вариации звучания в зависимости от значений множества различных параметров.

Псевдоаналоговые аппаратные синтезаторы. По своей сути это специализированные компьютеры, моделирующие процессы, происходящие в аналоговых синтезаторах. Псевдоаналоговые синтезаторы обычно имеют относительно простую архитектуру синтеза. Ведь их предназначение вовсе не в том, чтобы в точности имитировать звучание традиционных инструментов. А для получения модных сейчас "электронных" звуков вполне достаточно двух-трех осцилляторов.

Альтернативный вариант - псевдоаналоговый программный синтезатор. Лет пять назад появились первые массовые программные синтезаторы… с возможностями игрушки. Росло быстродействие компьютеров, росли и возможности программных синтезаторов. Росли, росли и доросли. В настоящее время псевдоаналоговый программный синтезатор - относительно дешевое и очень сердитое решение для тех, кому нужен звук раритетных аналоговых инструментов.

Разумеется, в компьютерном журнале речь, в первую очередь, должна идти о тех решениях, цели которых достигаются программным путем. Поэтому сегодня я познакомлю читателей с программой, прототипом которой является легендарный синтезатор Prophet-5 фирмы Sequential Circuits.


Prophet-5

Сейчас его можно найти разве что у коллекционеров. А для своего времени синтезатор был действительно хорош. Перечень известных в мировой музыкальной культуре личностей, использовавших его в своем творчестве, занял бы такой же объем, как эта статья. И вот уже в наше время, немецкая фирма Native Instruments, специализирующаяся на виртуальных синтезаторах и известная по таким программам, как Reaktor, Generator и др., разработала, по сути, программный эмулятор Prophet-5.

"Prophet-5" является зарегистрированной торговой маркой, поэтому название программе пришлось давать другое - Pro-52 (образовано от "Prophet-5" путем отбрасывания "phet", а двойка в конце названия - номер версии программы).

Некоторые специалисты полагают, что этот эмулятор звучит даже лучше оригинала. Во всяком случае, не хуже. Что касается дизайна, то, по всей видимости, в немецком законодательстве, так же как и в нашем, дизайн не является объектом авторского права - сходство эмулятора с оригиналом очевидно.


Pro-52

У Pro-52 имеется множество количественных превосходств над Prophet-5 при полной совместимости с последним даже на уровне Sysx.

Pro-52 может работать в двух режимах: как VST-плагин и как самостоятельная программа, управляемая MIDI-сообщениями.

У Pro-52 имеется два осциллятора (A и B), генерирующих сигналы прямоугольной, пилообразной, треугольной формы, и генератор шума. Все сигналы могут суммироваться в произвольных пропорциях, а сигнал осциллятора A может модулироваться сигналом осциллятора B по частоте. То есть, в Pro-52 реализовано два метода синтеза: аддитивный и FM-синтез. Полученный сигнал проходит через резонансный фильтр НЧ с крутизной спада характеристики 24 дБ на октаву, модулируется генератором огибающей амплитуды, генератором сигналов низкой частоты (LFO), обрабатывается эффект-процессором.

Имеется возможность обработки сигналов, поступающих не только от внутренних осцилляторов, но и от внешнего источника, подключенного ко входному аудиопорту звуковой карты. Такова вкратце архитектура синтеза Pro-52.

"Аналоговое" звучание, как известно, получается благодаря присутствую в сигнале специфических искажений, свойственных аналоговой технике. В Pro-52 имеется регулятор "аналоговости", с помощью которого уровень этих искажений можно изменять.

Напомню, что патчи - это наборы параметров синтеза для формирования определенных звуков. Когда-то патчи публиковались в специализированных журналах в виде таблиц или фотографий, на которых были запечатлены положения всех регуляторов на панели аналоговых синтезаторов. Можно было бы сказать, что Pro-52 обладает памятью на 512 патчей. Но это не совсем верно. Pro-52 - программа, в которой можно создавать, редактировать и сохранять практически неограниченное количество файлов - банков патчей. В одном таком файле может храниться до 512 патчей.

В поставку Pro-52 входит набор из 512 отличных аналоговых звуков, ставших классическими. Поэтому прежде чем приступать к созданию своих собственных звуков, имеет смысл послушать звучание "заводских" патчей.

Что касается производительности программы Pro-52, то ее показатели следующие. Процессор Pentium 166 MMX - 8 одновременно звучащих голосов, Celeron 333 - 23 голоса, Pentium III 450 - 32 голоса. Однако такая большая полифония вряд ли потребуется. Задача Pro-52 состоит вовсе не в том, чтобы озвучивать весь компьютерный оркестр. С помощью Pro-52 можно лишь вдохнуть в него частичку атмосферы далеких восьмидесятых.