WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Виртуальный сэмплер GigaStudio 160

(c)Роман Петелин
http://www.petelin.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Прародителем современных сэмплеров считается Меллотрон (Mellotron) - электромузыкальный инстрмент, появившийся в начале 60 годов XX века. Меллотроны производились в Англии фирмой Streetly Electronics. Создатели Мелотрона - Leslie Bradley и его братья Frank и Norman.


Mellotron MK II

По сути дела, меллотрон представляет собой набор магнитофонов, управляемых музыкантом: клавиша нажата - воспроизводится пленка с записью звучания соответствующей ноты, клавиша отпущена - пленка перематывается в начало. Обычно использовались трехдорожечные 3/8-дюймовые магнитные ленты. На разных дорожках записывались разные тембры. Переключая магнитные дорожки, музыкант мог изменять звучание инструмента.

Сэмплирование - это запись образцов звучания (сэмплов) того или иного музыкального инструмента или звука, сопровождающего какой-либо процесс в природе и технике. Аппаратные или программные устройства, использующие сэмплы для синтеза музыкальных звуков называются сэмплерами. Меллотрон по своей сути являлся аналоговым сэмплером: для хранения сэмлов использовалась аналоговая магнитная лента.

Цифровые сэмплеры появились в 80-х годах XX века. В них сэмплы хранились в виде последовательностей дискретных отсчетов, получившихся в результате аналого-цифрового преобразования звука. Воспроизводились сэмплы из оперативной памяти, а хранились на дискетах. В целях экономии сэмплы обычно хранятся в памяти не для каждой ноты, а лишь для некоторых базовых. В этом случае изменение высоты звука для разных клавиш достигается путем изменения скорости воспроизведения сэмпла. Группы клавиш, для которых записываются сэмплы, выбираются так, чтобы в пределах каждой из них вариации тембра и длительности звучания реальных инструментов были бы не заметны на слух. Объем памяти современных сэмплеров позволяет хранить сэмплы если и не для каждой клавиши, то по несколько сэмплов на октаву. Кроме того, одним и тем же клавишам может соответствовать несколько сэмплов. Воспроизводиться они могут и все одновременно, и выборочно, например, в зависимости от скорости нажатия клавиши.


Современный студийный сэмплер AKAI S6000

Современные сэмплеры по своей сути являются неким гибридом между многоголосым цифровым магнитофоном, который может воспроизводить сэмплы с разными скоростями и синтезатором. Сэмплы в этом синтезаторе используются в качестве осцилляторов - генераторов сигналов звуковой частоты. Воспроизводимый с заданной скоростью сэмпл может проходить в реальном времени различную обработку: модулироваться генераторами сигналов низкой частоты (LFO) и генераторами огибающих (Envelope). Генераторы LFO могут модулировать сигнал осциллятора как по амплитуде (тремоло), так и по частоте (вибрато). Генераторы огибающих используются для придания звучащему сэмплу некой формы, изменяющейся во времени.

Генераторы огибающих вырабатывают сигнал, уровень которого относительно медленно изменяется во времени, начиная с момента нажатия MIDI-клавиши. В фазе атаки (Attack) уровень этого сигнала обычно быстро возрастает, затем начинается фаза спада (Decay), по окончанию которой сигнал удерживается на определенном уровне (Sustain) до тех пор, пока MIDI-клавиша не будет отпущена. После этого наступает фаза освобождения (Release), в течение которой уровень сигнала на выходе генератора огибающей возвращается в исходное состояние. Так же, как и генераторы LFO, генераторы огибающих могут модулировать сигнал по частоте или по амплитуде. Кроме того, в современных сэмплерах обычно имеются различные фильтры. Обычно это фильтры нижних частот с резонансом на частоте среза. Генераторы LFO и генераторы огибающих могут управлять основными параметрами фильтров - частотой среза и добротностью (величиной, обратной относительной полосе пропускания), благодаря чему можно получать всевозможные эффекты типа "вау-вау".

В статье речь пойдет о виртуальном сэмплере, который на сегодняшний день представляет серьезную альтернативу аппаратным студийным сэмплерам.

GigaStudio 160, как и несколько других продуктов линейки виртуальных сэмплеров фирмы NemeSys Music Technology, ltd., приставку "Giga" в своем названии получил благодаря "ограничению" на объем загружаемых сэмплов: оно составляет гигабайты. Для сравнения: объем памяти среднестатистического аппаратного сэмплера, используемого в отечественных звуковых студиях составляет 32 Мб или немного более. Сэмлерный банк инструментов General MIDI, объемом в 500 Мб - для GigaStudio это нормально. Фортепиано, входящее единственным инструментом в гигабайтовый банк, звучит потрясающе!

Виртуальный сэмплер GigaStudio разбит на четыре одинаковых модуля, называемые Port1, Port2, Port3, Port4. Итого в вашем распоряжении имеется16x4=64 MIDI-канала. Инструменты (пэтчи) для каждого из каналов выбираются средствами GigaStudio. В секвенсоре для каждого из треков задается только порт и MIDI-канал. Управление параметрами эффект-процессора осуществляется тоже из Gigastudio. Все настройки Gigastudio сохраняются в файлах с расширением GSP (GigaStudio Performance).


GigaStudio 160

Сэмплерные банки для GigaStudio хранятся в файлах с расширением GIG. Формат GIG постепенно превращается в некий стандарт, де-факто принятый компьютерными музыкантами. Благодаря наличию функции Distributed Wave, GigaStudio может воспроизводить обыкновенные WAVE-файлы. Вы можете распределять WAVE-файлы на MIDI-клавиатуре, сохранять и загружать раскладку WAVE-файлов по MIDI-клавиатуре в специальном файле. Распределенные по MIDI-клавиатуре WAVE-файлы представляются как специальный инструмент, называемый "128 Track Wave Instrument". Такой инструмент может быть назначен только одному из MIDI-каналов.

В состав GigaStudio интегрирована утилита QuickSound. Во время инсталляции GigaStudio QuickSound создает базу данных находящихся на вашем PC файлов всех поддерживаемых форматов. За счет этого вы сможете осуществить быстрый поиск нужного файла. Взаимодействие пользователя с утилитой QuickSound осуществляется через браузер, расположенный в главном окне программы: вы выбираете нужный файл на дереве каталогов или же полностью или частично "набиваете" его название в строке поиска.

Пожалуй, одно из главных достоинств GigaStudio заключается в умении читать CD-библиотеки для сэмплеров AKAI S1000/S3000. Именно поэтому сэмплер Gigastudio получил признание профессионалов. Обзаведясь десятком-другим фирменных дисков AKAI, вы практически полностью решите проблему "звучания" своих произведений. Компакты с библиотеками сэмплов для сэмплеров AKAI S1000/S3000 имеют свой особый формат. Их невозможно прочесть на PC без специальных программ. К таким программам как раз и относится утилита S-Converter, входящая в состав GigaStudio.

S-Converter читает диски с сэмплами от AKAI на обычном дисководе CD-ROM. Причем загрузка сэмплов AKAI в PC осуществляется гораздо быстрее, по сравнению с тем, как эти же сэмплы загружались бы в сэмплер AKAI через интерфейс SCSI. Сэмплы AKAI конвертируются "на лету" во время их загрузки с CD-ROM и помещаются во временные файлы формата GIG. Именно эти GIG-файлы и загружаются в GigaStudio. Однако привычное для пользователя слово "загружаются" в данном случае не совсем соответствует тому, что происходит в действительности: сэмплы остаются на диске и воспроизводятся непосредственно оттуда. Причем происходит это без каких-либо заметных на слух задержек.

У утилиты S-Converter нет какого-то особого интерфейса. Можно сказать, что она интегрирована в браузер QuickSound. При установке в дисковод CD-ROM диска с сэмплами формата AKAI пользователь получает доступ к оглавлению диска.

Поддержка сэмплов AKAI - это, конечно здорово. Хотя это совсем не означает того, что ваша звуковая карта зазвучит как сэмплер стоимостью в несколько тысяч у.е. Однако фонограмма, полученная с помощью GigaStudio может звучать ни чуть не хуже студийной. Ведь совсем не обязательно записывать ее с линейного выхода звуковой карты. Благодаря функции Capture, поддерживаемой GigaStudio, цифровой поток данных, поступающий с выхода виртуального сэмплера можно записывать непосредственно в виде WAVE-файла c 16 или 24-битным разрешением. Фактически это означает полную независимость качества конечной фонограммы от качества оборудования. В принципе, вы можете подготовить качественную фонограмму используя звуковую карту стоимостью 6 у.е.! Но это в принципе, а что же на практике? А на практике вам все-таки потребуется приличная звуковая карта для мониторинга. Материал, над которым вы работаете, нужно слышать в хорошем качестве. Звуковая карта из ценовой категории SB Live! для этого вполне подойдет. Представляете: профессиональный сэмплер по цене SB Live! Что же тогда будут делать производители более дорогого оборудования? По законам капитализма нельзя допускать, чтобы что-то хорошее можно было бы купить дешево. При использовании с GigaStudio обыкновенной мультимедийной карты с поддержкой DirectX вы лишаетесь возможности обрабатывать эффект-процессором GigaStudio сигналы отдельных каналов. Вы можете накладывать эффекты только на мастер-сигнал. Чтобы реализовать возможности GigaStudio в полной мере, вам потребуется звуковая карта, драйверы которой поддерживают технологию GSIF, разработанную фирмой NemeSys.


Панель одного из эффектов GigaStudio

GSIF-совместимые звуковые карты выпускают такие производители, как SoundScape, Frontier Design Group, Aadvark, EgoSys, Echo, Midiman, Terratec и др. Если просуммировать стоимость одной из таких карт со стоимостью компьютера и лицензионной версии GigaStudio, то итоговая стоимость будет сопоставима со стоимостью настоящего "железного" сэмплера AKAI. Однако с GigaStudio работать на много проще и эффективнее, чем с настоящим сэмплером. Да и сэмплов в GigaStudio можно загрузить гораздо больше. Во многих небольших студиях Gigastudio уже заменил аппаратные сэмплеры. А что касается сложностей с эффектами, возникающих при работе с обыкновенными мультимедийными картами, то рекомендация может быть такой: поэтапно преобразовывайте MIDI-треки своего проекта в AUDIO, и уже затем выполняйте сведение в мультитрековом аудиоредакторе с использованием всевозможных программных эффектов, реализованных в виде плагинов.

Самый насущный вопрос, возникающий при использовании любого сэмплера: где взять сэмплы? В поставку GigaStudio входит редактор пэтчей GigaStudio Instrument Editor. С его помощью можно редактировать существующие или создавать свои собственные банки GIG. Кроме того, этот редактор позволяет конвертировать в формат GIG банки SoundFont 2.x (SF2) и банки Downloadable Samples (DLS).


GigaStudio Instrument Editor

В последнее время в продаже и в Internet появилось огромное количество GIG-файлов. Однако, как показывает практика, многие из них являются в своем роде "полуфабрикатами". Большинство файлов получены путем конвертирования сэмплерных банков других форматов. Современные программы конвертации сэмплерных банков (например, AWave) без проблем переносят из одного формата в другой сами сэмплы. Но такая информация, как параметры огибающих, генераторов LFO, назначение MIDI-контроллеров и т.п. или не переносится вообще, или зачастую переносится некорректно. Одним словом, для серьезной работы с Gigastudio вам понадобится понимание особенностей формата GIG и умение работать с редактором GigaStudio Instrument Editor. В нашей с Ю.В. Петелиным книге "Музыкальный компьютер. Секреты мастерства" приведено описание формата GIG, методика создания и редактирования сэмплерных банков с помощью GigaStudio Instrument Editor. В этой же книге имеется и исчерпывающее описание самого GigaStudio.

Полезные ссылки:

http://www.obsolete.com/120_years/ - история электронных музыкальных инструментов с 1870 по 1990
http://www.akaipro.com/ - профессиональные аудиопродукты AKAI
http://www.nemesysmusic.com/- сайт фирмы NemeSys Music Technology, ltd.