WebSound.ru Home
    Главная | Комментарии | Архив выпусков | Форум и чат | AudioTag.info | Музоблог | reTracked | Авторский блог  



  Поиск:

Поиск по WebSound.Ru:
Поиск в Интернете:
Powered by




  Партнеры, реклама:




Audio watermarking
TrustedAudio.com



 

Уроки музыки на компьютере

Урок 5. MIDI-музыка с душой

(c)Юрий Петелин
http://www.petelin.ru

Все права в отношении данного документа принадлежат автору. Воспроизведение данного текста или его части разрешается только с письменного разрешения автора.

Вы уже знаете, что программы-музыкальные редакторы работают не непосредственно со звуком или музыкой, а с особыми командами - MIDI-сообщениями, которые хранятся в MIDI-файлах и, в конечном счете, представляют собой числа. Эти числа можно подвергать преобразованиям, используя всевозможные алгоритмы обработки. Алгоритмы могут быть очень сложными. Не страшно, если для реализации алгоритма потребуется выполнять много операций. Компьютер успеет справиться с ними, так как его быстродействие в десятки тысяч раз выше, чем скорость передачи сообщений по MIDI-интерфейсу. Таким образом, при работе с MIDI-сообщениями имеется возможность их обработки в реальном времени. Вопрос заключается только в том, какие цели следует попытаться достичь, создавая алгоритмы обработки. Конечно, в первую очередь создатели музыкального софта разрабатывают такие подпрограммы, которые позволяют получить привлекательный результат и поэтому пользователь будет их применять достаточно часто. Одни подпрограммы обработки MIDI-сообщений для пользователя выглядят как функции редактирования (копирование, вырезка, вставка, квантизация и т.п.), другие - как MIDI-эффекты. Некоторые операции могут быть встречаться и среди MIDI-эффектов и среди функций редактирования. MIDI-эффекты можно применять в реальном времени, а одноименные функции редактирования - только в режиме пересчета MIDI-данных.

В приобретающей все большую популярность программе Sonar реализованы следующие MIDI-эффекты: MIDI-арпеджиатор, анализ и распознавание аккордов, имитация эха, фильтрация MIDI-сообщений, квантизация, формирование партии ударных, транспонирование нот, коррекция уровня громкости звучания нот. Кроме того, имеются эффекты, функционирующие не только в составе Cakewalk-Sonar, но существующие также в виде отдельных плагинов. К ним относятся:

  • Группа плагинов, разработанных фирмой MusicLab (эффекты Rhythm'n'Chords и Looper, позволяющие имитировать игру на реальной гитаре, рассмотрены в статье "Почти настоящая гитара" ("Магия ПК", № 2, 2001) и в нашей книге "Cakewalk. Примочки и плагины"
  • Плагин Style Enhancer Micro 1.28 Lite - моделирование стиля исполнителя. О нем то и пойдет сейчас речь.

Звуковые возможности современных музыкальных компьютеров значительно превосходят ресурсы симфонического оркестра. Однако очень трудно реализовать эти ресурсы, пользуясь обычными компьютерными методами управления синтезом. Выразительность электронной музыки, исполняется ли она вами на синтезаторе или записана в компьютерном MIDI-секвенсере, не может сравниваться с выразительностью живого исполнения. Используя даже самое лучшее электронное оборудование, никто не сможет играть убедительнее виртуоза, исполняющего соло на скрипке. Это обстоятельство служит основанием для обвинения компьютерной музыки в отсутствии души. Поэтому неудивительно, что не прекращаются попытки создания программ, "оживляющих" идеально правильную и поэтому мертвую MIDI-музыку.

Компьютер, оснащенный Style Enhancer Micro, не просто воспроизводит музыку, а фактически соучаствует в ее создании. Эта программа основана на моделировании процесса исполнения музыки и реализована с использованием элементов музыкального искусственного интеллекта.

Разработчиком Style Enhancer Micro является NTONYX Ltd. (Новосибирск), www.ntonyx.com. Приятно знать, что отечественный программный продукт занял достойное место в составе Cakewalk Pro Audio - Sonar. Жалко, что информация о программе, размещенная на сайте ее разработчика, представлена только на английском языке.

Смоделировать музыкальное творчество непросто, но все же сделать это можно, так как музыкант играет по правилам, основанным на многовековом музыкальном опыте, хотя и не всегда осознает это.

Что лежит в основе исполнительской выразительности? Многие музыканты полагают, что важнее всего дар творчества и интуиция. Это верно, но есть и другие не мене важные факторы, без учета которых игра не может быть выразительной:

  • Конструкция инструмента
  • Психофизиологические особенности исполнителя
  • Общие законы интонирования
  • Исполнительские приемы, выработанные практикой исполнения, и соответствующие специфическому инструменту, музыкальному жанру
  • Музыкальный язык, который создан музыкантом и понятен слушателю

Музыка исполняется по правилам, иногда совершенно простым, иногда существующим лишь в подсознании музыканта, и абсолютно "неизвестным" компьютеру. Поэтому, прежде всего, нужно обучить компьютер основам музыкального языка и столь хрупким правилам создания звука. Увы, на вопрос программиста или акустика: "Как музыкант играет?" - не может дать ответ ни профессор консерватории, ни квалифицированный физиолог. Да и невозможно написать компьютерные программы, основанные на впечатлениях, эмоциях и словах - инженер нуждается в логических выражениях, конкретных исполнительских алгоритмах, правилах и цифрах. И все же разработчики программы утверждают, что сделать компьютерную музыку выразительной можно.

Принцип действия Style Enhancer Micro заключается в следующем. Программа производит анализ музыкальной партии в электронной партитуре, распознавая некоторые музыкальные объекты (ноты и их комбинации), и затем трансформирует их. Style Enhancer Micro справляется с задачей распознавания и трансформации музыкальных объектов, руководствуясь определенными правилами, которые разработчики программы по праву считают ноу-хау. Программа устанавливает определенные значения параметров Start Time (время начала звукоизвлечения), Duration (длительность ноты), Velocity (громкость) и автоматически определяет Pitch Wheel (сдвиг тона), Modulation (модуляцию), Panning (панорамирование), а также значения контроллеров, влияющих на экспрессию игры (Volume, Breath, Expression, Brightness). Решать подобные задачи путем программирования контроллеров чрезвычайно трудно. "Ручной" ввод в секвенсор необходимых сообщений требует больших временных затрат (хорошо, если вы знаете, какие именно значения должны принимать параметры сообщений). Наиболее интересные с музыкальной точки зрения результаты дают крошечные изменения времен начала воспроизведения и длительностей нот, уровня модуляции и высоты тона, свойственные живому исполнению, которые невозможно воспроизвести традиционными методами.

Основа программы - стили. Стили состоят из различных правил и инструментальных средств - специальных модулей, определяющих исполнение характерных музыкальных объектов. Некоторая комбинация правил, инструментальных средств и их параметров обеспечивает преобразование начальных данных и моделирование исполнителя.

Глубина обработки для различных параметров устанавливается с помощью регуляторов преобразования, которые позволяют получить много вариантов исполнения для одного и того же стиля.

Программа управляет значительным числом различных параметров. Это выгодно отличает ее от модулей "оживления" или "гуманизации" игры, входящих в состав некоторых программ-аранжировщиков. Правда, алгоритм работы Style Enhancer Micro засекречен, поэтому возможности создания собственных стилей у пользователя нет.

Библиотека усеченной версии программы, поставляемой вместе с Sonar, включает 30 стилей. Эти стили позволяют подражать игре на различных инструментах и выполнять глобальные контекстно-чувствительные преобразования MIDI-файлов. Полная версия Style Enhancer Micro, которую нужно приобретать отдельно, обеспечивает больше возможностей контроля над параметрами стиля и включает в себя более 100 стилей. Эта версия позволяет также добавлять дополнительные библиотеки стилей по мере того, как они становятся доступными.

Вашим первым шагом в освоении Style Enhancer Micro может быть ознакомление с его работой на конкретном примере. Для этого выполните следующие действия.

Загрузите тестовый файл, например 03P.MID, размещенный в PROGRAM FILES/NTONYX/SEM128/EXAMPLES. Это - сольный фрагмент, который будет преобразован.

Назначьте для трека какой-либо MIDI-инструмент с непрерывным звучанием, например, Overdriven Guitar (для GM - патч № 29). Это - инструмент, для которого будет моделироваться способ игры.

В Sonar откройте окно Piano Roll и выберите в качестве отображаемого (и редактируемого) в секции графического редактирования контроллер Wheel. Вы увидите только отпечатки клавиш. Сообщений об изменении значения контроллера Wheel пока нет (рис. 1).


Рис. 1. Пример исходной партии

Выберите всю партию и установите режим циклического воспроизведения.

Подайте команду Edit > MIDI Effects > Style Enhancer Микро 1.28…. Откроется окно Style Enhancer Micro 1.28 Lite (рис. 2).


Рис. 2. Окно эффекта Style Enhancer Micro 1.28 Lite

В списке стилей выберите, например, стиль Style Guitar Overdriven 06A. Нажмите OK. Style Enhancer Micro 1.28 Lite проанализирует MIDI-файл и добавит к нему исполнительские нюансы.

Теперь в окне Piano Roll вы увидите (рис. 3) преобразованную партию, содержащую сообщения о смене значений настройки колеса частотной модуляции, рассчитанные Style Enhancer Micro 1.28 Lite.


Рис. 3. Пример обработанной партии

Включите режим воспроизведения и прослушайте результат работы программы. Не правда ли, впечатляет?

Вы можете использовать Style Enhancer Micro 1.28 Lite в реальном времени (пользуясь окном Console) также, также как любой другой MIDI-эффект программы Cakewalk Pro Audio 9 или Sonar.

Одни и те же ноты могут быть обработаны различными правилами стиля. Ноты могут быть одновременно составными частями нескольких различных музыкальных объектов. Так, например, нота может быть элементом музыкальной фразы и элементом мелодического украшения. Поэтому конечный результат преобразования (изменения, которые были вызваны Style Enhancer Micro в MIDI-файле) может быть очень сложным.

Стили Style Enhancer Micro могут воздействовать фактически на любой параметр музыкального текста и вследствие этого в некоторых ситуациях могут радикально изменять MIDI-партитуру и характер звучания композиции. Например, фактически все стили, подражающие сольный игре, включают в себя алгоритм, трансформирующий партитуру к сольному типу, даже, когда исходный фрагмент - последовательность аккордов.

Работа Style Enhancer Micro носит вероятностный характер. На практике это означает, что произвольный музыкальный текст после применения Style Enhancer Micro будет трансформирован непредсказуемым образом. Для большинства партитур, результат обработки будет иметь эстетическую ценность, так как разработчики программы предусмотрели очень большое число различных сочетаний музыкальных объектов, но, естественно, иногда будут встречаться и необычные музыкальные тексты, с которыми Style Enhancer Micro может не справиться.

Второй причиной вероятностного характера результатов обработки является собственно способ организации стилей. Все значения преобразуемых параметров задаются программой с произвольными отклонениями. В некоторых случаях это может приводить к довольно заметным различиям результатов преобразования одного и того же фрагмента тем же самым стилем с теми же самыми величинами параметров, заданными регуляторами преобразования.

Не следует забывать, что Style Enhancer Micro - только инструмент. Он не способен чувствовать и оценивать музыку, как это делает слушатель или музыкант. Только вы можете определять способ, которым нужно преобразовать исходный материал. И только вы можете оценить степень соответствия полученного результата вашему замыслу.

Теперь вы знакомы с принципом функционирования Style Enhancer Micro. Если вам это показалось интересным, то детальное описание работы с плагином ищите в книге "Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства".